Ваш успех — дело техники!
Комплексная поставка спецтехники для всех отраслей строительства
(351)
238-75-24
(351)
233-75-24
Главная /

Новости

Тенденции развития рынка спецтехники в России в 2014 году

Рабочую встречу провел главный редактор журнала Вадим Германюк, который приветствовал собравшихся и назвал темы и очередность сообщений, которые подготовили спикеры. В своем вступительном слове он отметил, что спад на отечественном рынке спецтехники в 2014 году связан с причинами как общественно-политического, так и чисто экономического характера, которые в ходе круглого стола предполагалось обозначить и рассмотреть возможные сценарии ликвидации негативных для российских производителей и трейдеров последствий.

Геннадий Лунев, представлявший компанию «Интерэкс» – официального дилера «РМ-Терекс», предложил вниманию участников доклад, посвященный российской технике с импортными комплектующими (такой, в производстве которой используются узлы, агрегаты, детали иностранного производства). Докладчик коснулся вопросов ценообразования, динамики производства и продаж, изменений в сервисных программах, происходящих в реалиях современного российского рынка спецтехники, который в нынешнем году ощутимо просел. Приход в Россию производителей с мировым именем позволил многим российским заводам не просто выжить в сложных экономических условиях, сохранив популярные бюджетные модели спецтехники, но и начать производство новых, если можно так выразиться, «полубюджетных» образцов –техники более высокой стоимости, но обладающей при этом улучшенными эксплуатационными характеристиками.

В этом смысле показателен пример совместного предприятия «РM-ТЕРЕКС», организованного российским холдингом «Русские Машины» и глобальным производителем Terex Corporation, создающим на территории России спецтехнику мирового уровня. Многим отечественным маркам, например тверским экскаваторам TVEX, колесным и гусеничным, эта мера помогла развить линейку предлагаемой техники и увеличить объемы продаж. Стабильным спросом пользуются и карьерные самосвалы TEREX TR 100, производимые в Челябинске. Они оснащены мощными, надежными дизельными двигателями Cummins и обогреваемыми кузовами из высокопрочной стали с повышенной стойкостью к истиранию. Популярность приобретают и производимые совместным предприятием гусеничные болотоходы ГАЗ-3409 «Бобр» для спасателей, участников геологоразведочных экспедиций и т. д. Дорожники уже успели по достоинству оценить TG 180 – модель нового поколения автогрейдеров, разработка которого осуществлялась на заводе «Брянский арсенал» в сотрудничестве с техническими экспертами корпорации TEREX. Список удачных образцов отечественной техники, производимой с широким использованием импортных комплектующих – экскаваторов-погрузчиков, вилочных и мини-погрузчиков, сочлененных самосвалов и т.д., – выпускаемых в России компанией «РM-TЕРЕКС», можно было бы продолжить. Важно, подчеркнул докладчик, отметить сервисное сопровождение техники этой марки – от ремонта отдельных агрегатов до капитального ремонта машин целиком. Дилерами компании на всей территории России также осуществляется регламентное техническое обслуживание и полевой сервис на месте эксплуатации – такие работы проводятся бригадами, состоящими из двух-трех специалистов, чья квалификация подтверждена аттестатами и свидетельствами о прохождении обучения.

Директор ростовского филиала компании «Техстройконтракт» Константин Костомаров в качестве причин, негативно повлиявших на современный рынок спецтехники в нашей стране, назвал завершение олимпийских строек и общую стагнацию российской экономики. Собственно же доклад спикера был посвящен зарубежной технике российского производства на примере продукции завода HCMR в городе Тверь, где производят четыре модели гидравлических экскаваторов японского бренда HITACHI.

Производство гусеничных экскаваторов мощностью от 20 до 33 тонн в Твери – достаточно новое: первая машина здесь сошла с конвейера в ноябре прошлого года. Заметим: это не только сборочное производство, а именно завод: на базе российского предприятия изготавливаются такие компоненты машин, как ходовая часть, основная рама, противовес, стрела и некоторые другие. Из Японии поставляются кабины, топливные баки, механизмы хода и поворота, двигатели, ковши и насосы. Высокое качество сделанных в Твери экскаваторов HITACHI достигается благодаря ультразвуковому контролю деталей, применению оборудования с функцией мониторинга качества затяжки болтов, а также тщательной проверке эксплуатационных качеств уже готовой машины перед отгрузкой.

Если говорить об отличиях от базовых моделей машин, производимых в Японии, экскаваторы, сделанные в России, оснащены двумя добавочными опциями: камерой заднего вида и дополнительными передними фонарями освещения на крыше кабины. Связано это с некоторыми особенностями эксплуатации спецтехники в России. В остальном это та же продукция Made by Hitachi, высокое качество и эффективность которой признаны во всем мире. В соответствии с современными требованиями к спецтехнике, одним или несколькими такими экскаваторами можно управлять удаленно, с помощью системы дистанционного управления парком машин Global e-Service.

Что касается сервиса техники этой марки, его в России осуществляют 120 специализированных пунктов. Десять из них – на юге России, в Волгограде, Астрахани, Воронеже и других городах; на месте помощь компаниям, эксплуатирующим в этом регионе технику HITACHI, готовы оперативно оказать шесть сервисных бригад.

Точку зрения российского производителя спецтехники «ЧЕТРА-ПМ» по текущей ситуации на рынке дорожно-строительного оборудования представил официальный дилер компании в Южном Федеральном округе – «Югавтохолдинг». Спикер компании Алексей Гусев выступил с докладом на тему защиты российского рынка спецтехники от доминирования импорта и озвучил предложения ЧЕТРА по поддержке отечественного машиностроения. Напомним, что чебоксарская компания активно отстаивает права российского производителя: в начале июня исполнительный директор компании Виктор Четвериков озвучил новые эффективные механизмы защиты интересов отечественных производителей дорожно-строительной техники в Государственной Думе.

Спикер отметил значительное увеличение количества китайской спецтехники на российском рынке. По одним только бульдозерам Китай увеличил свою долю в этом сегменте на 5%; аналогичные показатели наблюдаются и по другим машинам. Причины подобного роста – перенасыщение внутреннего рынка Поднебесной, мощная государственная поддержка в этой стране своего производителя (скажем, такой гигант, как XCMG, на 50% принадлежит государству) и, как следствие, агрессивная экспортная политика китайских машиностроительных компаний.

Как негативную докладчик отметил тенденцию роста объемов в России бывшей в употреблении спецтехники. В абсолютных величинах этот показатель составляет почти 10 тысяч машин. Много это или мало? Для российского производителя, с учетом средней рентабельности продаж, это означает недополученную прибыль в размере 1,4 миллиарда рублей. Кроме того, общеизвестен факт, что для строительных, коммунальных и других компаний приемлемый износ парка техники не должен превышать 30%. Тогда как в реальности в ряде ключевых для российской экономики отраслей эта цифра составляет 40% – 50%, а местами и до 70%. Стоит ли в такой ситуации лишний раз говорить, что расходы на устранение негативных последствий использования изношенной техники делают любую экономию на обновлении парка просто эфемерной?

Шаги по защите отечественного рынка соответствующими нормативными актами предпринимаются. В июле Правительство Российской Федерации запретило государственные и муниципальные закупки машин иностранного производства. Что касается бывшей в употреблении техники, отметил докладчик, интересен опыт таких стран, как Бразилия и ЮАР, где действует полный запрет на ввоз техники, бывшей в употреблении. Возможно, такая мера была бы логичной и для России: она не только защитила бы российского производителя, но и была адекватным ответом на санкции, вводимые иностранными государствами в отношении нашей страны.

В ходе обсуждения директор компании «ТрейД-Авто» Юрий Рега поставил риторический вопрос: стоит ли в условиях рыночной экономики городить забор от чужих или все же лучше в достаточной мере поддерживать своего производителя? Что касается китайской техники, отметил он, она бывает разной: на сей день многие всемирно известные бренды стали собственностью китайских владельцев, в полной мере сохранив при этом свое традиционно высокое качество.

Руководитель по развитию дилерской сети и маркетинга «Форд Мотор Компани & Соллерс» Николай Притула, продолжая тему китайских машин на пространстве СНГ, в качестве положительного примера отметил белорусскую технику китайской марки , выпускаемую минской компанией «Машиностроительный альянс». Эта спецтехника в полной мере обеспечена сервисом и получает хорошие отзывы эксплуатирующих компаний. В ходе дискуссии была также отмечена важность защиты интеллектуальной собственности предприятий российского машиностроения, прежде всего – законодательная защита оригинальных комплектующих и запасных частей как составляющих элементов сертифицированной техники, в частности – через буквенно-цифровую кодировку этих изделий.

Подводя итоги круглого стола, его участники обратились к статистике. По официальному прогнозу Минэкономразвития России промышленное производство в нашей стране в 2014 году должно было вырасти на 2,2% по пессимистичному сценарию и на 2,6% – по оптимистичному. Однако в апреле цифры прогноза обновили: промышленное производство в России в текущем году вырастет лишь в диапазоне 1% – 1,3%. Что ж, это все-таки рост, пусть и небольшой. Для того чтобы эти показатели в ближайшем будущем сменились более впечатляющими, необходима максимальная государственная поддержка отечественных производителей спецтехники, включая иностранную технику российского производства. Снижение импортозависимости национальных потребителей в стратегических отраслях, повышение доли несырьевого экспорта соответствуют интересам как отечественных производителей машин, так и России в целом.

Круглые столы, подобные нынешнему, проводятся редакцией отраслевого журнала о спецтехнике в течение последнего года с периодичностью примерно раз в квартал. С учетом ребрендинга издания, выходящего, начиная с этого номера под названием «Прогресс технологий», проведение рабочих встреч такого рода приобретет новый формат, позволяющий приглашать к участию не только производителей машин и представляющих их интересы дилеров, но и ученых, технологов, представителей эксплуатирующих предприятий, а также сотрудников профильных государственных ведомств.

26.09.2014 14:07